При заказе сайта важно определить все основные моменты заранее, поскольку потом исправлять что-то обойдётся дороже в плане денег и дольше в плане времени. Кроме того, есть некоторые важные моменты, которые вообще потом изменить не получится. Одним из таких случаев является выбор платформы для будущего сайта.
Обращаем ваше внимание на то, что мы крайне рекомендуем обязательно прочитать данную статью, поскольку неверный выбор CMS для сайта — это очень частая ситуация, приводящая к существенному увеличению стоимости обслуживания сайта в будущем!
Если вы не понимаете, о чём одёт речь в данной статье, то прочитайте определение CMS в нашем справочнике владельца сайта.
Какие бывают платформы для сайтов (коротко)
Сразу скажем, что в настоящий момент существует множество систем управления контентом для сайтов. А раз так, то перед заказчиком зачастую встаёт сложный выбор: какую систему выбрать для своего будущего сайта? Ниже мы приводим список некоторых наиболее популярных систем управления контентом.
Список отсортирован в порядке убывания количества сайтов, которые используют эти системы (данные на 2017 год). Это, конечно, далеко не полный список.
- WordPress
- Joomla
- 1С-Битрикс
- HostCMS
- OpenCart
- Drupal
- MODX Revolution
- Wix
- DataLife Engine (DLE)
- uCoz (бывший narod.ru)
- VamShop
- MODX Evolution
- NetCat
- diafan
- Amiro
Мы не приводим конкретные цифры (количество сайтов), чтобы не загружать читателя, но и так понятно, что первые два места делят WordPress и Joomla. На это есть конкретные причины, а именно: эти две системы предназначены для быстрого создания сайта непрофессиональными разработчиками (эти CMS создавались именно с этими целями).
Популярность первых двух систем (по количеству созданных с их использованием сайтов) обуславливается ещё и тем, что большая часть сайтов на WordPress и Joomla являются некоммерческими частными проектами. Если обычный человек (не компания и не ИП!) хочет создать для себя отдельный сайт (например, блог), то в большинстве случаев он не готов вкладывать в это деньги.
Общее число коммерческих сайтов, созданных профессиональными разработчиками, во много раз меньше частных проектов, поэтому фактически подобные рейтинги CMS ничего не дают, если нужно выбрать систему для сайта компании.
Платные и бесплатные CMS
Тем не менее, систему для будущего сайта как-то выбирать нужно. Прежде всего, выбор зависит от того, какой бюджет выделяет компания на разработку сайта фирмы. Дело в том, что все системы управления контентом можно разделить на три группы в зависимости от стоимости лицензии:
- Полностью бесплатные
- Платные
- Платные, но есть и бесплатные редакции
Поскольку создание CMS требует серьёзных затрат времени, то нет ничего удивительного в том, что существуют платные системы управления контентом. Причём стоимость может быть весьма значительной! В связи с этим стоит помнить следующее:
Стоимость лицензии CMS
Это дополнительная статья расходов при создании нового сайта. Если вы выбираете платную CMS, то стоимость лицензии платится фирме-разработчику CMS, а не разработчикам вашего сайта (почему-то об этом многие забывают).
Для коммерческого сайта нежелательно выбирать наиболее популярные бесплатные платформы, поскольку часто из-за этого возникают проблемы с безопасностью сайта, а также с реализацией нужного функционала (часто те CMS, которые вообще не имеют платных редакций, вообще не рассчитаны на серьёзные коммерческие проекты).
Если CMS платная, то обычно есть несколько её редакций с различной стоимостью. Отличаются они в таком случае встроенным функционалом: чем дороже редакция, тем больше в неё включено возможностей «из коробки». Это, кстати, совсем не значит, что можно купить самую дорогую версию и вы уже получите готовый сайт — это всего лишь основа для разработки.
Если вы посмотрите в приведённый в начале статьи список, то увидите на третьем месте 1С-Битрикс. Основная причина популярности данной системы заключается в маркетинговой политике фирмы «1С» — «из коробки» тут тоже ничего не работает и, как и во всех других случаях, требуется профессиональная доработка.
Выбирать платную систему или нет, решайте сами. Однако, часто оптимальным вариантом является выбор бесплатной редакции платной платформы. Если же встроенных в бесплатную версию возможностей не хватает, то лучше заплатить за лицензию.
Также стоит учесть, что зачастую лицензионные платежи являются разовыми. Однако, тут есть свои особенности, которые нужно обязательно рассмотреть уже после того, как вы более или менее определились с выбором CMS для будущего сайта.
На что влияет CMS сайта
В конечном итоге выбранная система управления повлияет на всё, поскольку CMS является основой сайта. Но прежде всего стоит помнить о том, что каждая CMS имеет, так сказать, свою «специализацию», то есть изначально создавалась для определённых целей.
Например, WordPress изначально был создан для блогов. Тем не менее, сейчас есть множество сайтов на WordPress, которые блогами не являются. В том числе некоторые пытаются создавать на этой системе каталоги товаров и даже интернет-магазины.
Студия WebMouse может рассказать вам и про ещё более странные случаи. Как-то встретился сайт на DLE (см. список в начале статьи), который тоже был каталогом товаров. Чтобы понять, насколько здесь ошиблись в выборе CMS, стоит вспомнить, что DataLife Engine — это система, предназначенная для новостных(!) сайтов и не имеет никаких возможностей для публикации полноценного каталога товаров.
Описанные два случая далеко не единственные — очень часто сайты создают на CMS, которая не предназначена для тех целей, для которых будет использоваться сайт! В конечном итоге это приводит к тому, что у сайта постоянно не хватает то одного, то другого, а добавлять нужный функционал на НЕпредназначенной для этого системе управления контентом просто или вообще невозможно, или, как минимум, значительно дороже (относительно случаев, когда CMS для сайта выбрана правильно).
Также стоит заметить, что CMS сайта влияет не только на функциональные возможности, но и на безопасность. Многие сайты, созданные на бесплатных и популярных системах, часто взламываются, а причина в том, что широко известная и полностью бесплатная система имеет два важных недостатка (с точки зрения разработки коммерческого проекта):
- Система очень популярна, поэтому её хорошо изучили те, кто занимается взломом сайтов (а, значит, все уязвимости системы хорошо известны);
- Если CMS не имеет коммерческих версий, то это значит, что её разработкой и поддержкой занимается не отдельная компания, а просто обычные люди. В этом случае проблемы с безопасностью закрываются далеко не сразу (или не решаются вовсе);
Также от выбранной платформы зависит удобство работы с будущим сайтом. Причём это имеет значение как для владельца сайта, так и для той организации, которая этот сайт будет в дальнейшем обслуживать. Например, если владелец сам планирует размещать информацию на страницах (цены, новости, акции и т.д.), то совершенно необходимо, чтобы сайт имел панель управления на русском языке (при этом «админка» не должна быть сложной для обычного пользователя).
Важной особенностью, про которую всегда стоит помнить, является зависимость стоимости разработки сайта от выбранной CMS. Дело в том, что есть системы, с которыми удобно работать, а есть такие, в которых даже простая задача требует много времени. Так что если система неудобная для разработчика, то цена сайта вырастает. Типичный пример — создание сайтов на 1С-Битрикс.
Что будет, если неправильно выбрать CMS для сайта
Выше уже приводились примеры, когда сайт был создан на CMS, которая не обладает нужными функциональными возможностями. В этом случае обычно приходится иметь дело с тем, что уже есть, то есть основной путь — это доработка существующего сайта, внесение на него изменений, которые требуются клиенту. Причём часто эти изменения вносятся в обход правил работы с CMS, то есть нестандартным способом, поскольку соответствующих стандартных вариантов система просто не предусматривает.
Однако стоит помнить о том, что если система изначально предназначалась для иных целей, то внесение в неё нужных для клиента изменений приводит к неоправданному увеличению сложности сайта. Причём «снаружи» сайта (то есть для посетителей) этого может быть и не заметно, а вот для разработчиков с каждым разом становится всё сложнее работать с сайтом. Поэтому имеет место следующее:
Возрастание стоимости обслуживания со временем:
как правило, имеет место в тех случаях, когда сайт создан не на той CMS, которая требуется для сайта такого типа/назначения.
Так что если у вас, например, интернет-магазин, созданный на системе для блогов, то не стоит удивляться, что со временем стоимость выполнения одних и тех же задач по сайту будет расти.
Могут быть и другие проблемы, связанные с неверным выбором основы сайта. Например, сайты на Joomla! предназначаются для добавления каждой страницы вручную, то есть нет функционала, объединяющего группу страниц (каталог товаров, новости, статьи и т.д.), а это уже вызывает сложности для сайтов с большим количеством страниц.
Кто должен выбирать платформу для будущего сайта
Практика показывает, что если платформу для сайта выбирает заказчик, то ничего хорошего из этого не получается. Конечно, сайт принадлежит клиенту, но ведь создавать и обслуживать его будет не сам заказчик! По этой причине всегда стоит советоваться с разработчиками сайта по поводу выбора системы управления контентом.
Указанное выше верно ещё и потому, что часто после создания сайта, он остаётся на обслуживании в той же самой компании, которая выполняла его разработку. В этом случае вдвойне важно, чтобы система управления сайтом была удобна именно разработчикам, а не заказчику. Тем более, что в 99% случаев клиент сам с сайтом не работает.
Если вы уже совершили ошибку
Часто бывает, что уже поздно что-то менять и сайт не просто существует, но существует длительное время, за которое он стал довольно сложным. Если при этом сайт сделан на «неправильной» (не подходящей для него) CMS, то может получиться так, что проще перенести сайт на новую платформу, исключающей текущие недостатки. Перенос сайтов — очень распространённый случай.
Стоит помнить:
Перенос почти равен по стоимости созданию нового сайта!
Особенно часто такой результат получается тогда, когда заказчик захотел сильно сэкономить на разработке и обслуживании проекта и в результате сайт состоит по большей части из ошибок, устранять которые настолько долго и дорого, что проще его полностью перенести.
Если у вас сайта ещё нет и вы хотите избежать описанных выше проблем, то не торопитесь с выбором CMS для сайта, обязательно посоветуйтесь с разработчиками и не стремитесь экономить на качестве проекта, поскольку всё это потом может обернуться гораздо большими расходами.