Если говорить о так называемом «качестве» сайтов в интернете, то можно довольно быстро выяснить, что это понятие многогранное и вовсе не однозначное. Проще говоря, что для одного человека является качественной работой, для другого может выглядеть как примитивная поделка, не заслуживающая внимания.
В этой статье мы ставим целью донести до владельцев сайтов принципы, по которым обычно определяется качество сайта. Особенностью является подход к вопросу с различных точек зрения.
Если у вас есть собственный сайт или вы только собираетесь его заказывать, эта статья от студии веб-дизайна WebMouse поможет вам лучше ориентироваться в данном вопросе.
Различные точки зрения на качество сайта
Поскольку за работу платит клиент, то именно своё мнение он и считает определяющим. Однако любому владельцу стоит помнить о том, что сайт создаётся не для него лично, а для посетителей! В связи с этим существует несколько точек зрения на данный вопрос.
В зависимости от того, кто «оценивает» ваш вебсайт, можно выделить следующие основные группы:
- Клиент (заказчик, он же владелец);
- Посетители;
- Поисковые системы;
- Разработчики;
Ниже вы сможете познакомиться с критериями оценки каждой из этих групп. Также в конце статьи дана сводная таблица, которая может вам пригодиться при оценке качества собственного интернет-проекта. Мы рекомендуем вам прочитать текст полностью, в противном случае некоторые вопросы могут у вас остаться нерешёнными.
Качество с точки зрения клиента (заказчика)
Заказчик, как обычно бывает, считает своё мнение самым главным. Иногда попадаются такие клиенты, которые ничего не хотят слушать и просят сделать именно так, как им надо, несмотря на рекомендации специалистов. Это может привести к проблемам.
Большинство клиентов считают основным показателем дизайн. Это понятно, поскольку при заходе на страницу вы видите именно результат работы дизайнера. Так что чем красивее картинки и больше различных эффектов, тем для клиента обычно лучше. Такое бывает не всегда, но встречается слишком часто.
Запомните!
Любой сайт — это сложна многокомпонентная система, в которой дизайн является пусть и немаловажным, но далеко не решающим фактором!
Проще говоря, внешне страницы могут быть красивыми, а вот в остальном — всё просто отвратительно. Таким образом, нет взаимосвязи между красотой страниц вашего сайта и его качеством в целом. Хотя обычно если что-то выглядит хорошо, то и работает тоже нормально. Тем не менее, не стоит концентрироваться исключительно на внешнем виде.
Более «вдумчивые» клиенты уделяют много внимания функционалу. А вот это уже гораздо более правильный подход.
Поскольку обычно для клиента сайт является источником дохода, то также распространён способ оценки качества на основе поступающих с сайта заказов (или иных действий). С одной стороны это правильно, но с другой заказчик часто требует «всё и сразу», что тоже неверно (нельзя ожидать от нового сайта чего-либо, если вы не вкладываете в него усилия и/или деньги для продвижения и развития).
Стоит напомнить, что некоторые клиенты считают недавно (несколько месяцев назад) сделанный сайт плохим только потому, что не получают с него заказов. Если при этом клиент не вкладывается в развитие сайта, то такая оценка является неверной — нельзя просто сидеть и ждать, пока сайт сам по себе станет популярным и будет приносить вам прибыль.
Мы рекомендуем всем клиентам обязательно ознакомиться с другими точками зрения на вопрос качества, которые приведены ниже. Зачастую они являются гораздо более правильными, чем ваша собственная оценка.
Как оценивают ваш сайт посетители
Поскольку в конечном итоге сайт делается для тех людей, которые на него заходят, то стоит обязательно учитывать мнение этой группы. Это можно сделать при помощи систем сбора статистики, поэтому подключение Яндекс.Метрики и Google Analytics является обязательным.
Важно!
Именно с целью анализа и подключаются указанные выше инструменты. А вовсе не только для того, чтобы иметь на сайте «счётчик посещаемости»!
Таким образом, можно выяснить отношение посетителей к вашему сайту и отдельным его страницам, что позволит при необходимости внести нужные изменения с целью улучшения ресурса. Никогда не стоит этим пренебрегать.
Также стоит помнить, что различные аналитические инструменты подразумевают использование статистики, то есть для новых сайтов этот метод практически неприменим — ещё нет достаточного количества посетителей плюс сайт существует непродолжительное время. Тем не менее, подключать Яндекс.Метрику и другие инструменты нужно сразу же после создания сайта, чтобы сразу начался сбор данных (это обязательно пригодится позже).
Важно помнить, что использование профессиональных аналитических инструментов доступно только при наличии у пользователя специальных знаний и опыта. Это одна из причин, по которой все хорошие сайты находятся на постоянной поддержке в специализированных организациях.
Если нет возможности тем или иным способом узнать мнение посетителей конкретно о вашем сайте, то стоит прежде всего ориентироваться на следующие факторы, на которые обращают внимание люди:
- Дизайн (главное, чтобы было понятно что и где находится на странице);
- Удобство навигации по страницам (легко найти то, что нужно);
- Скорость загрузки страниц (никто не любит ждать загрузки страницы слишком долго);
- Фильтры товаров (имеет значение для интернет магазинов с большим каталогом);
- Наличие сторонней рекламы на страницах (сайты, перегруженные рекламой, вызывают отвращение у посетителей);
- Ошибки в работе сайта (их быть не должно!);
- Качество контента (подробные описания товаров, интересные статьи и т.д.);
- Удобство чтения текста и просмотра картинок;
Можно было бы добавить и другие факторы, но и этого достаточно чтобы понять, что ваши посетители могут оценивать ваш сайт совсем не так, как вы сами!
Что считается качественным сайтом по мнению поисковых систем
Большинство посетителей попадает на сайт из поиска, поэтому при создании нового web-проекта стоит ориентироваться на правила, по которым поисковые системы оценивают качество интернет-площадок. Именно на основе этих правил и происходит определение позиции страниц по конкретным поисковым запросам.
Если вам непонятно, о чём здесь идёт речь
Перейдите в наш Справочник, чтобы узнать основные термины и определения.
В последнее время конкуренция в интернете стала настолько высокой, что многие создают сайты ориентируясь исключительно на поисковые системы. Это часто приводит к тому, что сайт создаётся не для людей, а для поисковых роботов. Находиться на подобных переоптимизированных страницах неприятно.
Тем не менее, правила, устанавливаемые крупнейшими поисковыми системами (для России это Яндекс и Google), стоит обязательно учитывать. Но переусердствовать не стоит, поскольку можно запросто попасть под один из фильтров.
Как разработчики оценивают качество
Компании, которые имеют отношение к сайтам по роду своей деятельности, можно разделить на две группы:
- Разработчики (создание новых проектов);
- SEO компании, занимающиеся поисковым и иным продвижением;
Конечно также есть фирмы, которые занимаются и тем и другим. В любом случае, если компания занимается только продвижением, то иногда бывают перегибы именно в сторону переоптимизации сайта. Такое бывает в тех ситуациях, когда внутри фирмы учитывается преимущественно только мнение SEO-специалистов. Но обычно всё же критерии оценки качества сайта профессиональными разработчиками и оптимизаторами более или менее совпадают.
Что учитывают разработчики? Ответ прост — профессиональные разработчики и оптимизаторы обязаны учитывать всё! То есть в данном случае сайт делается таким, чтобы угодить и клиенту, и посетителям сайта, и поисковым системам. Именно в этом случае проекты получаются наиболее качественными.
Другие точки зрения на вопрос оценки качества
Как правило, представляют комбинацию из приведённого выше, причём обычно с уклоном оценки в сторону SEO-оптимизации и различных показателей сайта. Например, множество сайтов (особенно блоги) создаются с целью получения пассивного дохода (см. Справочник). В этом случае особо учитываются такие показатели, как:
- ТиЦ (параметр Яндекса)
- PR (параметр Google)
- Ссылочность
- Скорость индексации новых материалов;
Обычно всё это нужно для регистрации в различных биржах ссылок. Данный вопрос мы рассматривать не будем, поскольку это специфичная область заработка в интернете, касающаяся «продажи воздуха» и к коммерческим проектам отношения не имеющая.
Выводы о качестве для потенциального заказчика
Таким образом, существует множество параметров, позволяющий сделать оценку сайта вида «плохой/хороший». Мы сгруппировали некоторые основные показатели в небольшую таблицу, чтобы вам было удобнее читать. Также в таблице есть факторы, которые мы выше не рассматривали.
Что оценивается | Комментарий |
---|---|
Техническое состояние | Отсутствие ошибок, скорость работы |
Дизайн | Общая оценка дизайна + наличие адаптивного дизайна |
Поисковая оптимизация | Тем важнее, чем больше конкуренция. |
Удобство для посетителей | Это очень важно! |
Качество контента | Нет контента или он плохой — сайт будет неэффективен. |
Безопасность | Защищённость от взлома и защита данных посетителей |
Это, конечно, далеко не все факторы оценки, а лишь основные. Тем не менее, вы должны были убедиться, что «качество» сайта есть понятие сложное и требующее профессионального подхода.
Как проверить, является ли ваш сайт качественным?
Если сайта у вас нет, то вам это пока не нужно. Однако если он есть, то вы можете оценить его качество с различных точек зрения достаточно просто. Подобная оценка называется аудитом.
Аудит позволяет выявить проблемы существующего ресурса (например, почему от сайта нет финансовой или иной нужной вам отдачи). Большая часть проблем возникает именно у некачественных сайтов, причём эти проблемы в большинстве случаев вполне возможно устранить.
Если после прочтения данной статьи у вас возникли вопросы, прочитайте другие материалы из нашего информационного раздела.